Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Вводная информация:
Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий. По целевому назначению все земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий (статья 7 Земельного кодекса РФ):
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
В рамках категории земель могут быть предусмотрены различные виды разрешенного использования земельных участков.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков определен Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 №540.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1. основные виды разрешенного использования (выбирается правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования);
2. условно разрешенные виды использования (предполагают согласование местной администрации и проведение публичных слушаний);
3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (выбирается правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования).
Зонирование территорий (градостроительное зонирование) муниципальных образований проводится в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Зонирование территории находит своё отражение в правилах землепользования и застройки (разработаны для всех муниципальных образований), которые включают в себя:
1. порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (общая часть);
2. карту градостроительного зонирования (графическая часть – карты);
3. градостроительные регламенты (виды разрешенного использования, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства/реконструкции объектов капитального строительства, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории).
НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ: В соответствии с частью 11 статьи 34 ФЗ № 171-ФЗ, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору. При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором. – несоответствие вида разрешенного использования земельного участка Классификатору не является нарушением, но может быть связан с рядом финансовых издержек для правообладателя, в т.ч. несоразмерный налог / арендная плата, привлечение к административной ответственности по ст.8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению.
Основные проблемы, встречаемые на практике:
- несоответствие установленного в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка Классификатору (возникает, как правило, вследствие присвоения вида разрешенного использования земельного участка до утверждения Классификатора);
- несоответствие установленного в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка зонированию территории (утвержденным Правилам землепользования и застройки);
- несоответствие установленного в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка целевому использованию земельного участка, установленному соответствующем договором аренды земельного участка;
- несоответствие установленного в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и/или намерению правообладателя использовать земельный участок по иному назначению;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка с целью снижения кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок изменения / выбора вида(ов) разрешенного использования земельных участков:
- Основного и вспомогательного вида разрешенного использования:
В муниципальных образованиях, где правила землепользования и застройки утверждены, правообладатель земельного участка вправе самостоятельно обратиться в регистрирующий орган (Росреестр) и выбрать один из основных видов разрешенного использования, которые установлены участку его градостроительным регламентом
Порядок обращение – через МФЦ.
Срок получения услуги через МФЦ:
для Москвы – от 15 до 45 рабочих дней (от 3-х до 9-ти недель);
для Московской области – до 30 календарных дней.
Для города Москвы (в отношении земельных участков, находящихся в аренде) услуга предоставляется Департаментом городского имущества г.Москвы (ДГИ).
Ссылка на получение услуги в Москве (информация по документам):
https://www.mos.ru/dgi/function/gosudarstvennye-uslugi/izmenenie-razreshennogo-ispolzovaniia-zemelnogo-uchastka/
- Условно-разрешенного вида разрешенного использования:
- направление заявления в комиссию при местной администрации по изменению вида разрешенного использования. Срок рассмотрения – порядка 30 дней.;
- рассмотрение комиссией (по землепользованию и застройки) и принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Срок рассмотрения определяется местным регламентом.;
- проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (разница между ними в том, что при публичных слушаниях проводится собрание(ия) участников, а при общественных обсуждениях нет) – не более 40 дней (в т.ч. 10 дней на опубликование о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний и 30 дней на их проведение);
- заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации;
- глава местной администрации в течение 3-х дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации, публикующих муниципальные правовые акты и в сети интернет - на сайте муниципального образования).
- Общие сроки – от 4-х месяцев.Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения несет лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Какие документы следует запросить у клиента и какую информацию получить:
- кадастровый номер земельного участка на территории, вид разрешенного использования которого предстоит менять;
- информацию о наличии объектов капитального строительства (ОКС) на территории земельного участка (при наличии таковых, желательно запросить кадастровые номера);
- выяснить фактическое использование земельного участка и объектов капитального строительства на его территории (при наличии таковых);
- выяснить какой именно вид(ы) разрешенного(ых) использования земельного участка требуются клиенту (при невозможности точно сформулировать вид – выяснить цели, под которые будет использоваться участок);
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), при наличии (если ранее оформлялся клиентом);
- при наличии - переписку с гос.органами по вопросу смены вида разрешенного использования земельного участка, а также любые иные документы по тематике вопроса (в т.ч. постановления, акты, протоколы в рамках административных проверок), а также иные документы, имеющие отношение к делу;
- копию паспорта (для собственников физических лиц) / реквизиты (для собственников юридических лиц) при выходе на договоренность заключить договор.
Возможные сопутствующие услуги:
- Оформление Градостроительного плана земельного участка;
- Внесение изменений в Правила землепользования и застройки для соответствующей территории;
- Оформления разрешительной документации на строительство (разрешения на строительства / уведомления о соответствии проекта строительства – для ИЖС и дачного строительства);
- Понижение кадастровой стоимости земельного участка;
- Оформления дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка;
- Проведение межевания (подготовка межевого плана, проведение топографической съемки, вынос границ в натуре, подготовки заключения кадастрового инженера);
- Устранение реестровой ошибки (в т.ч. технических);
- Оспаривание результатов административных проверок;
- Представительство в суде по широкому кругу вопросов.