Исключение из перечня 819-ПП

На территории Москвы, при общем взаимодействии органов исполнительной власти и в целях защиты интересов города, организована системная работа по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Указанная деятельность регламентирована постановлением Правительства Москвы №819-ПП от 11.12.2013 года и направлена на:
 - выявление и пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков (Приложение 1 к №819-ПП);
 - формирование перечня объектов самовольного строительства (самострой), в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (Приложение 2 к №819-ПП);
 - формирование перечня земельных участков, на территории которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (Приложение 3 к №819-ПП).

Из всех трех приложений к упомянутому постановлению особенно выделяется второе, поскольку влечёт, потенциально, наибольшие издержки для собственников выявленного самостроя.

Требование о сносе объекта самостроя рассматривается в судебном порядке по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ДГИ).

Актуализация перечня Приложения 2 осуществляется ежеквартально, а руководство уполномоченных органов исполнительной власти, таких как:
- Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ);
- Управы районов города Москвы;
- Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ГИН);
- Префектуры административных округов города Москвы;
- Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор);
- Государственные учреждения города Москвы;
- Государственные унитарные предприятия города Москвы (ГУП),
несёт персональную ответственность за ненадлежащее обеспечение мероприятий, предусмотренных постановлением №819-ПП.

В случае отказа собственника снести объект самостроя своими силами, при удовлетворении иска ДГИ, такой объект недвижимости будет снесён силами ГИН за счёт бюджетных средств, с последующим возложением всех расходов на собственника самостроя.

Обращает внимание то обстоятельство, что ни зарегистрированное в ЕГРН право собственности на объект, ни имеющаяся в наличии разрешительная документация (РД), ни соответствие объекта строительства действующим градостроительным регламентам и виду разрешенного использования земельного участка не являются, по отдельности, непреодолимым препятствием для обращения ДГИ в суд и удовлетворения заявленных им требований.

Не принимается во внимание и то, что за время существования спорного объекта у него мог уже не единожды смениться хозяин, который даже не подозревал с какими проблемами может столкнуться, приобретая, как ему казалось абсолютно юридически «чистый» объект недвижимости.

И даже в том случае, если иск ДГИ будет отклонён, Департамент, согласно положениям постановления №819-ПП обязан обратиться с новым требованием о взыскании платы за снятие запрета на строительство / реконструкцию объекта недвижимости.

Выходом из столь неприятной ситуации будет являться исключение объекта самостроя из перечня Приложения 2 постановления №819-ПП, чего можно добиться в судебном порядке, при наличии достаточных для этого законных оснований.

Альтернативными вариантами исключения из перечня могут являться:
 - узаконивание самостроя через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК), специально созданную в городе Москве для досудебного решения подобных вопросов;
 - признание права собственности на объект самовольного строительства через суд, в порядке статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Определиться с планом действий в каждой конкретной ситуации возможно лишь после тщательного анализа правоустанавливающих документов и исходно разрешительной документации на спорный объект недвижимости, земельный участок под ним, а также документов градостроительного планирования и градостроительного зонирования территории.

Немаловажное значение имеет и опыт правоприменительной практики по данной категории дел.

При обращении к специалистам нашей компании Вас ожидает: